psy-help-kiev.com.ua
 psy-help-kiev.com.ua

Элизабет Страут:рецензия на книги и немного больше

Элизабет Страут. Женщина с дипломом юриста и талантом писателя, который к счастью не задушила юриспруденция. Лауреат Пулитцеровской премии 2009 года. К сожалению, ее имя почти не известно у нас. Да и мои американские друзья ничего не слышали о ней. Недавно мне довелось прочитать сразу две ее книги и я могу уверенно сказать, что это было лучшее из мира современной литературы, что попало мне в руки за последние несколько лет. Я читала их как раньше, запоем, не отрываясь, с жаждой узнать, а что же дальше. Их герои и истории не оставили меня даже сейчас, когда книги, к сожалению, закончены.


«Пребудь со мной» (Abide with me). История молодого священника Тайлера Кэски и его семьи, а вместе с ними и всей провинциальной Америки конца 50-х годов. Думаю, что все провинциальные городки похожи во всем мире и во все времена. Община, которая может помочь, поддержать, а может и осудить и растоптать. Замкнутая система, со своими правилами, обычаями, лидерами и изгоями. Обязательные походы в церковь по воскресеньям. В глубинке церковь куда больше, чем церковь и Бог – это и возможность продемонстрировать новую шляпку, и кулинарный талант, и обменяться новостями, и решить деловые вопросы, и устроить маленький праздник после проповеди, будь то обед или чаепитие, который внесет яркие краски в серость будней.  А значит и священник в таком приходе, куда больше, чем священник. Он и психолог, и некоторый законодатель общественного мнения, и душевед, и деловод. А еще такой же член общины, которого могут вывести в лидеры или же безжалостно сбросить с пьедестала.

Да, Тайлер Кэски молод. Он получает приход Вест-Эннет сразу после семинарии. И переезжает в выделенный ему приходом дом, довольно бедный и ветхий, вместе с женой и маленькой дочерью. Надо сказать, что и сам приход Вест-Эннет не отличался богатством и Тайлер был выбран его пастором именно за свою скромность и аскетизм. Кафедральная комиссия, занимавшаяся распределением приходов, была более чем уверена, что именно Тайлер Кэски никогда не будет жаловаться или просить денег. Как и все маленькие, замкнутые общины, община Вест-Эннета отнеслась к новому пастору настороженно. Объектами пристального внимания и пересуд стали так же жена и дочь нового священника. И правда, Лорэн Кэски была чуть более красива, чуть более свободна, чуть более роскошна, чем ожидалось от жены пастора. И быть бы ей изгоем, однако сам Тайлер был так искренен в своей вере, в своем простодушии, в своем желании честно нести ношу жизни, что община быстро полюбила его. А значит и прикрыла покрывалом любви и его такую несоответствующую ему супругу.

Так бы и жить всем поживать, но, в семью священника приходит беда. Лорэн рожает вторую дочь и вскоре заболевает раком. Она угасает быстро и мучительно. А главное безнадежно. И тут автор подымает такую неоднозначную для общества тему эвтаназии.  Конечно, в конце 50-х не было еще такой практики. Точнее, до Второй мировой войны эвтаназия применялась во многих европейских странах.  Однако, после, после действий нацистов это понятие и тем более практика были надолго запрещены.

И вот однажды Тайлер, не в силах терпеть муки жены оставляет у ее кровати пузырек с морфином. Автор не пишет прямо воспользовалась ли Лорэн пузырьком или же все-таки ушла сама, когда пришло время, важно скорее решение Тайлера сделать это. Сама идея самоубийства сильно противоречит религии, но религию несут люди, они смертны, они слабы, они страдают и священник, точно так же, как и любой другой человек, может не вынести страданий.

Так или иначе, Лорэн умирает, приход очень сильно сочувствует и поддерживает Тайлера, но на пороге новая беда- старшая дочь Тайлера, Кэтрин, не в силах пережить потерю матери, впадает в травму и становится таким вот, Человеком дождя, перестает разговаривать, дерется, делает еще много чего, невыносимого для других.

И вот тут, я уже как психолог, снимаю шляпу перед автором. Насколько точно, без лишних «соплей», но так, что за душу берет и не отпускает, Элизабет Страут описывает развитие травмы у ребенка. Мать умерла, отец поглощен горем, бабушка и тетя поглощены заботами о новорожденном, и ребенок 6-7 лет остается один на один со своим горем. Он проваливается в него все глубже и глубже, кричит взрослым «помогите», но так как может это сказать ребенок- ухудшением поведения. Но взрослые либо игнорируют, либо наказывают, либо возмущаются. Особенно старается с «возмущаться» и «наказывать» школьная учительница Мэри Ингерсолл. Она жалуется на Кэтрин во время воскресных чаепитий женщинам общины, она жалуется Тайлеру, она жалуется директору школы, так вроде бы этот ребенок сосредоточение всего зла на земле, а не маленькая девочка, замкнувшаяся в своем горе. Находится в общине и знаток фрейдистских теорий, Ронда Скиллингс. Надо отметить, что Фрейд со своей теорией сексуальности был и есть «too much» для пуританской провинциальной Америки. Однако, из уст молоденькой симпатичной женщины «комсомолки и спортсменки» некоторые ее аспекты можно даже слушать, особенно, если не вслушиваться. Поэтому Ронду привлекают для «помощи» Кэтрин. Намеренно, пишу в кавычках, т.к вся помощь сводится к лекции по азам психоанализа, прочитанной ею Тайлеру Кэски.

Есть в книге и другие, очень психологичные персонажи. Например, Чарли Остин, герой второго плана, как принято говорить в кино. Ветеран войны. Человек, страдающий от посттравматического нервного расстройства. Если бы Чарли был ветераном любой другой войны, после Второй мировой, ему бы вполне возможно было получить и верный диагноз и помощь. Но не в 50-е годы, поэтому он несет свою травму и боль один. Но один ли? У Чарли есть жена, дети. Они несут все прелести ПТСР вместе.

Но не случайно, именно Чарли, один травмат, вытаскивает, просто выбивает из травмы другого, Тайлера Кэски, который рисковал утонуть в горе, точно так же, как и его старашая дочь.

Есть в книге еще и экономка Тайлера Кэски, а так же воровка и убийца Конни Хэтч. Но так ли уж страшна или плоха она?

Есть многие другие, второстепенные, но яркие персонажи, которые как кусочки мозаики пересекаются, переплетаются и создают удивительный сюжет удивительной книги, которая куда богаче, тоньше и многограннее, чем эта рецензия.


«Оливия Киттеридж» (Olive Kitteridge) еще одна книга Элизабет Страут. Именно за нее она получила Пулитцеровскую премию в 2009 году. История женщины, которую я не могу назвать иначе, чем «страшная баба» (для тех, кому интересно: этот термин из статьи Людмилы Петрановской «Травмы поколений»). Женщина без эмоций, без чувств, без радости. Хмуро и уверенно несет она безрадостность жизни. Резкость и черствость, вот что получают от нее муж, сын, невестки, ученики, соседи. Но так ли это? Так ли она безчувственна и холодна, как кажется на первый взгляд? Книга состоит из 13 разносюжетных эссе. Не всегда главной героиней есть именно Оливия. Но все эти эссе напоминают мне анфиладу комнат, через которую движется Оливия Киттеридж с семьей, они как смотрители в музее, показывают нам чужие жизни, а через них и свои собственные. А мы как экскурсанты, движемся и наблюдаем.

В 2014 книга была экранизирована в мини-сериал «Что знает Оливия?». Главную роль в нем исполнила замечательная Фрэнсис Макдорманд. И это как раз тот случай, когда надо и смотреть фильм, и читать книгу. Одно, не заменит другое.

И если уже говорить о современных американских писателях и о Пулитцеровской премии, то совсем недавно мне попался еще один автор, лауреат премии и еще одна книга – Кэтрин Бу «В тени вечной красоты: жизнь, смерть и любовь в трущобах Мумбая»  (Katherine Boo Behind the Beautiful Forevers: Life, Death, and Hope in a Mumbai Undercity). В скудной информации, которая есть в Интернете, сказано, что Кэтрин Бу три года прожила в трущобах Мумбаи чтобы набрать материала на книгу. С таким же успехом, она могла бы прожить там и десять лет, и всю оставшуюся жизнь. А, главное, никогда не писать эту книгу. При всем богатстве материала, книга скучна, автор вязнет в описаниях, местами даже тонет, все виды отходов индийских помоек описаны так подробно, что можно использовать книгу как руководство пользователя, тем, кто вдруг решится стать сортировщиком отходов в Мумбаи. Характеры героев не выписаны, сюжет не выстроен, повествование скачет от одного героя к другому, от одного периода времени к другом, без каких либо параллелей, вступлений, как мусорщик по помойке. Читаешь, и прямо жалко становится такой роскошный материал. Вот яркий пример, когда одного знания материала не достаточно, нужен талант писателя. Радует только, что Пулитцеровскую премию Кэтрин Бу получила все же не за книгу, а за «служение обществу».

Такие разные книги и такие разные авторы. Читайте и вы обязательно найдете что-то свое в бескрайнем мире литературы.

 

Шпундра Елена

 

30.03.2015 г.

 

 

 

 

 

 

 


Добавить свой комментарий

Имя:
Email: (включен Gravatar)
Сайт: (noindex+nofollow)
Ваш комментарий:    до 1000 сим.

проверочный код
код с картинки:   
Подписка на новые комментарии в теме:
 psy-help-kiev.com.ua