psy-help-kiev.com.ua
 psy-help-kiev.com.ua

"Ломать не строить" или "генеральная уборка"?

Вчера в Киеве неизвестные, но очень активные люди свергли памятник Ленину, который возвышался на одной из центральных улиц. Акт и символичный, и агрессивный, стал большим информационным поводом, вызвал как бурю восторга, так и шквал возмущения в соцсетях. Несколько строк об этом:

Шпундра Елена: Я маленький человек, сотая доля песчинки на часах времени. Мир стоял миллиарды лет до меня, и будет стоять после. Несмотря на периодические истерические вопли "всадников Апокалипсиса".

Я не могу любить всех, я не могу помочь всем. Именно в виду своей малости, я не могу сказать, что люблю Украину. Не чувствую в себе силы и ресурса любить всю такую большую страну. Но город свой родной, Киев, я люблю всей душой. Последние лет пятнадцать любовь эта делает мне больно. Очень больно. И я бы рада любить Киев меньше, или вовсе разлюбить его, а полюбить, например Нью-Йорк, но сердцу не прикажешь.

Почему мне больно? Если сейчас перечислить улицы, дома, скверы и панорамы, которых больше нет, выйдет целое кладбище. То, что приходит взамен город не красит, наоборот делает его уродливым. А то, немногое, например, чудесные скульптуры Константина Скретуцкого на Пейзажной аллее и около, что делает город прекрасным, постоянно подвергается набегам вандалов.

Памятник Ленину, конечно, далек от каких-либо архитектурных шедевров. Но, то, что с ним сделали, назвать иначе как вандализмом я не могу. Зачем было разбивать его? Между прочим, он сделан из редкого материала, карельского кварцита. Неужели нет других, цивилизованных, форм демонтажа и утилизации?

В социальных сетях, маломыслящие, зато многоактивные граждане трубят, о героическом поступке, об избавлении Украины от рабства, о пробуждении козацкого духа. Но почему-то упорно игнорируют мои вопросы об уборке, о том, кто же подмет обломки эпохи?

Как театр начинается с вешалки, так и любовь к стране начинается с любви к своему дому, к своему подъезду, к своему двору, к земле, к вагону метро, ко всему, что мы ежедневно видим и пользуемся.

Так почему же в наших подъездах так грязно, грязно так же в лесу или в парке, куда мы приходим на пикник и долго ищем чистое место, почему порваны сидения в маршрутных такси и вагонах метро, почему заплеваны улицы? 

Я понимаю, что все упростила и свела к экологии и культуре. Ведь есть в этом варварском свержении памятника символический акт. Свергнув вождя каменного, народ дает понять вождю из плоти и крови, что его час недолог. Народ сажает вождей на троны, но народ же и свергает их. Но Ленин, которого так варварски свергли, тоже с варварства и начинал.


Надежда Бера: На самом деле обычай разрушать значимую символику предшественников тянется еще со времен крещения Киевской Руси, когда статуи языческих богов бросали в Днепр. Это вообще такой древний свособ деморализации противника. Я вижу в этих действиях, в первую очередь, символ – агрессивный символ перемен, смены эпох, прощания с прошлым. Дай бог, чтоб эти перемены воплощались в жизнь только такими символическими актами, пусть это будет самым большим разрушением за всю историю современной Украины. (Увы, это не так, мы все это хорошо знаем).

Мне кажется, очень важно разграничивать  ценные с исторической, эстетической точки зрения объекты и просто изображения исторических фигур. Ведь если считать, что ценно, все, что создавалось в прошлом, то примитивная  мазня с портретом вождя, висевшая в каждом учреждении Союза, тоже должна хранится в музеях страны до скончания веков. Я не знала, что Ильич был изготовлен из такого редкого материала, возможно, его и правда, стоило утилизировать. Вытесать из него кого-то поприличнее:)

Лично мне «идолище поганое» на бульваре Шевченка жить не мешало, однако я испытала искреннюю радость от того, что его так лихо свергли – эх, жив, оказывается, бунтарский дух!:) Более того,  мне вчера позвонило довольно много людей, которые говорили: «Ну слава богу, наконец его убрали, давно пора!». Ясное дело, эти люди никогда бы сами не стали ничего крушить. Более того, зуб даю, они и не знали о том, что это изваяние им мешает, пока его не свалили с пьедестала! Осознали, только когда услышали скандальную новость, когда обрадовались ей! Вдруг пришло чувство: «да он же нас всех достал!», «спасибо!», «Ура!!!»….

Это феномен  «полярностей» – то я сдержанный и культурный человек, то вдруг я превращаюсь в яростного буйствующего вандала. И если рассматривать общество, как клиента, то случай с памятником – отличная иллюстрация. В Украине полярности пока не сведены к живому, творческому социальному единству. Отсюда крайности: то я тут, то я там. Или даже так: они тут, а мы там. А общество, вроде как, одно. Наш социум, вместо развития, мечется от полюса к полюсу: от агрессии к стыду, от аффекта к безразличию, от Запада  к Востоку.  Полярностей бывает много и разных.

Посмотрим на данный случай: вандализм-цивилизованость. Всем понятно, почему «плохо» быть «вандалом». Это не культурно,  безобразно, дико и стыдно, чувства бьют через край. "Цивилизованый" клиент совсем другой - гнев, раздражение, злость у него притуплены или отсутствуют совсем. Это не так хорошо, как кажется. Ведь агрессия – это двигатель перемен, а тут ее нет. Теряется способность регулировать свою жизнь, отстраивать границы, защищаться. Банально, не ясно, что нравится, а что нет. Как у нас: Ленина-то и не замечали вовсе, а как узнали, что он разрушен, то внезапно ощутили прилив чувств – много и разных. В этом и состоит главная опасность «спокойного» полюса – после длительного «безчувствия» он внезапно сменяется аффектом. И переключение это происходит мгновенно, без участия разума.

Ведь  почему памятник не убрали давно и цивилизовано? Да потому что этого никто не требовал! В голову не приходило. Не ощущали, что он мешает, или не придавали значения своим вялым размышлениям на эту тему: "да ладно, чего уж...". Если бы чувствовали и чувство осознавали, то давно бы подняли вопрос, демонтировали в плановом порядке - и все было бы отлично. А тут был разрыв чувства и знания –  еще одна полярность. Интересно, что пребывая в полюсе «бесчувствия»,  любить, радоваться, испытывать удовольствие в полную силу тоже не получается, ведь внутреннее табу на чувства не может быть избирательным.

Невозможно полноценно жить, находясь в крайних точках. Эмоционально наполненная жизнь, творчество, радость, удовольствие от общения, принятие точных решений – все это нужно искать где-то между полярностями. Однако, важно понимать, что пока «клиент» не побывает в обоих полюсах, не поживет там некоторое время (хотя бы условно), он не сможет найти себе зону, откуда можно начать развитие и созидание.

Мы долго были в зоне смирения, теперь вошли в зону бунта – и те, кто радуется разрушению, и те, кто возмущен. Чувства-то похожи, одного разлива – агрессия в чистом виде, прямое ее проявление, самое здоровое, кстати. И поэтому я уверена – мы движемся к созидательному центру. «Я знаю, город будет, я знаю саду цвесть…» (вот, бывают же уместными фрагменты советского творчества:):) - город, с замечательными людьми, парками, домами, скульптурами. Да он у нас уже  есть, этот город, вот  только бы убрать его  как следует.

 


Добавить свой комментарий

Имя:
Email: (включен Gravatar)
Сайт: (noindex+nofollow)
Ваш комментарий:    до 1000 сим.

проверочный код
код с картинки:   
Подписка на новые комментарии в теме:
 psy-help-kiev.com.ua