psy-help-kiev.com.ua
 psy-help-kiev.com.ua

Такие разные Шерлоки Холмсы (отзывы рядового зрителя)

Я люблю детективы. В детективе соединяются обычно сразу несколько жанров- любовные романы, приключения, психология, экшен, исторический экскурс. А еще по мотивам хороших детективов часто снимают фильмы. Хорошие и не очень. Фильмы я тоже люблю. Особенно интересны экранизации. Всегда хочется узнать, как может выглядеть персонаж, которого ты только представляла.

Поскольку родилась и выросла я в СССР, книги Артура Конан Дойла входили в набор любого мало-мальски читающего человека. И, конечно же, знаменитый фильм Игоря Масленникова «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватосона». Точнее цикл телевизионных фильмов, которые сейчас называется сериалом. Так же, сейчас модно говорить  must have или must do о том, что обязательно нужно иметь или делать, чтобы быть модным, быть в тренде. В СССР не было большого разнообразия телепрограмм и телефильмов, но даже если бы советская киноиндустрия «выплевывала» столько фильмов, сколько штампует Болливуд, этот фильм  все равно смотрели и любили за те незабываемые образы, которые создали Василий Ливанов и Виталий Соломин. Не зря Василий Ливанов получил орден Британской империи за лучший экранный образ Шерлока Холмса.

Последние несколько лет принесли нам сразу 3 заметных телевизионных проекта и 3 совершенно разных взгляда на Шерлока Холсма и всех-всех-всех. Первый представил британский канал BBC. Два сезона сериала Шерлок (Sherlock) с Бенедиктом Камбербетчэм в роли Шерлока Холмса и Мартином Фрименом в роли доктора Ватсона. Им ответили американцы так же двумя сезонами Элементарно (Elementary), где роль Холмса исполнил британский актер Джонни Ли Миллер. По версии американцев Шерок Холмс английский сыщик-наркоман, которого отец отправил в США на реабилитацию. А доктором Ватсоном стала Люси Лью, именно потому что в американском исполнении верный друг и помощник Холмса женщина, доктор Джоанна Ватсон. Сначала она помогает Шерлоку завершить реабилитацию, позже становится партнером в расследованиях. И, наконец, недавно «выстрелили» россияне, телесериал «Шерлок Холмс», Игорь Петренко в роли Шерлока, покойный Андрей Панин в роли Ватсона. Думаю, что из-за того что Панин так внезапно и трагически скончался весной этого года, фильм представляет только один сезон.

Конечно же, я посмотрела все. Любопытно. Это, во-первых. А во-вторых, в этом обилии экранного мусора, очень тяжело отыскивать «бриллианты». И англичане и американцы перенесли Шерлока Холмса в наше время. Других персонажей Конан Дойла частично сохранили, но вот расследования не имеют с книгами мало или вообще ничего общего. Россияне решили придерживаться классической трактовки, действие разворачивается в Лондоне конца 19-го века, который, впрочем, снят в Санкт-Петербурге, дела Холмса и Ватсона пересекаются в книжными.

Английский Шерлок Холмс в исполнении Бенедикта Камбербэтча стильный, странный, дистантный, но магнетически притягательный. Смотришь в его холодные кошачьи глаза и понимаешь, он мог бы быть дьяволом, если бы не выбрал сторону добра. Ватсон, или Уотсон, Мартин Фримен простой, честный парень, с таким можно идти в разведку. Он как бы уравновешивает и очеловечивает аналитическую машину-Холмса. Неплох так же Лестрейд в исполнении Руперта Грейвса, в его образе нет комедийности незабвенного Борислава Брондукова, он такой простой и честный служака, производит впечатление консерватора, однако, не прочь, кроме очевидного, допустить и невероятное в лице Шерлока. Отдельно хочется сказать о первой серии второго сезона, «Скандал в Белгравии», весь акцент на дуэли Холмса с Ирэн Адлер, в исполнении Лары Пюльве. Она шикарна, от конфликта между Холмсом и Адлер кажется, что искры вылетают из экрана и попадают в твою комнату. Так и хочется проверить пространство рядом на предмет его пожароустойчивости. Притяжение же между героями кажется такой силы, что тебя вот-вот может примагнитить к экрану. Опять же оглядываешься, только уже в поисках того, за что можешь схватиться и удержаться. В последней серии Шерлок якобы погибает, однако, уже анонсирован выход третьего сезона. Жду с нетерпением.

Американский же фильм Элементарно, смотрю исключительно из-за Джонни Ли Миллера. Без него это был бы третьесортный и до зубовного скрежета типичный американский сериал. И только Джонни вносит в него яркую волну. Его Шерлок аутичен, странен, не умеет общаться с людьми, но его странность вызывает симпатию. За ним хочется наблюдать, ты никогда не знаешь, что он скажет или сделает в данный момент. Но очень хочется узнать, поэтому ты смотришь и ждешь. Ждешь так же, когда сюжет вернется в его квартиру. Она так же диковинна, как и ее хозяин. В ней можно увидеть кукольный дом, в котором Шерлок моделирует преступления, сумасшедшие новинки техники, рапиры, книги даже пчел… Поймала себя на том, что у меня зачесались руки от мысли «вот бы там покопаться». Джоан Ватсон (Люси Лью) невероятно скучна. Ее роль для меня - больше живой коммуникатор-переводчик, она разъясняет аутичному Шерлоку нюансы человеческих отношений. Но делает это так длинно и нудно, что мне, простому зрителю, хочется ее убить. Впрочем, иногда она подбрасывает ценные идеи, тк в прошлом она врач. Но идеи, все же, не настолько ценны и полезны, чтобы терпеть этот вынос мозга в остальное время. Шерлок бы и так догадался, он же ШерлокJ Вместо инспектора Лестрейда, капитан Грегсон, есть еще детектив Белл, но они настолько третьесортно типичны, что останавливаться на них не хочется.

Наконец, российский Шерлок Холмс, Игорь Петренко. Он тоже странен, но комичен, местами я бы сказал нелеп. Умен, но как-то теряется на фоне менее умного, но более яркого доктора Ватсона, Андрея Панина. Для меня ведущим персонажем в этом фильме все же является доктор Ватсон. Есть инспектор Лестрейд в исполнении Михаила Боярского. Миссис Хадсон, Ингеборга Дапкунайте. Из-за того что Дапкунайте довольно молода, миссис Хадсон тоже помолодела и Ватсон даже в нее влюблен. Много других хороших актеров и, в целом, сериал снят хорошо. Но вот не хватает мне в сериале про Холмса самого Холмса, фильм вполне можно было бы назвать «Доктор Ватсон и другие».

Если подвести итоги и сказать именно о дуэтах, так как у Конан Дойла все рассказы строятся именно на дуэте Холмс-Ватсон, но больше всего и лучше всего дуэт удался именно англичанам, Бенедикту Камбербэтчу и Мартину Фримену, они абсолютно разные, но равнозначные партнеры. Я жду третий сезон и хочу увидеть именно их обоих. Дуэт Джонни Ли Миллер и Люси Лью, это скорее союз Дон Кихота и Санчо Пансы, нежели союз равных, причем в этом дуэте осла Санчо Пансы хочется видеть чаще, чем его хозяина. Петренко-Панин, канат внимания, конечно, же перетягивает Панин. Ну что ж… почему бы и нет, пусть это будет прощальный бенефис.

В любом случае, я абсолютно не пожалела, что моя зрительская копилка пополнилась сразу тремя сериалами.

 

 Автор статьи Шпундра Елена, 24.11.2013

 

 

5 копеек в тему.

Из перечисленного моему сердцу явно ближе дует Камбербетч-Фримен, как-то очень органично они сочетаются: теплый и земной Ватсон, отстраненный и фантастический Холмс. Ватсон окутывает уютом, его интрижки с дамами добавляют образу игривости и жизнелюбия. Холмс, при всем необходимом наборе – нестандартность ума, дедукция, парадоксы, -  зачаровывает пластикой, а также определенной демоничностью образа, сквозь который выглядывает юная  невинность. Неожиданно, когда дело доходит до Ирэн Адлер, ледяной мальчик вдруг выдает совсем недетский градус страсти.  Смотрела, затаив дыхание.

Чего не скажешь об «Элементарно» – не удержалась и до конца 1-й серии. Возможно, был плохой перевод, но проверять как-то не тянет. Про российский сериал не скажу – не владею материалом (пока!).

Есть еще одна парочка – Роберт Дауни-младший и Джуд Лоу, -  в кино-версиях Гая Ричи («Шерлок Холмс», «Шерлок Холмс. Игра теней»). Дауни, конечно, хорош, но как для Холмса, все же, чересчур  энергичен – суеты явно больше, чем мыслей. Джуд Лоу был на своем месте в амплуа смазливых красавчиков, а вот образы усатых дядек даются ему труднее – похоже, он еще к ним не привык. По крайней мере, его Ватсон неубедителен – с таким же успехом Холмс мог бы раскрывать преступления в компании случайного прохожего (с его-то энергией!). Отдельно про Скоттленд Ярд. Сценаристы вложили в уста Холмса замечательнейшую фразу: «Они не упустят случай упустить случай!» Чем и запомнились.

                Но, не учитывая канонический (по версии самих англичан!) вариант с Ливановым-Соломиным, самая моя любимая версия Холмса это, - спокойствие! – «Доктор Хаус». Да именно так, параллель с первоисточником очевидна, авторами сериала и не скрывается, более того, подчеркивается: Хаус-Холмс, Вилсон-Ватсон. Немного пофантазировав можно натянуть образ Ирэн Адлер на Кадди. Суть расследования тут, разумеется, другая, дедуктивный метод работает на благо дифференциального диагноза, но улики собираются, ложь разоблачается, добро, в конечном счете, из серии в серию, побеждает зло. Конан Дойл, кстати, учился на медицинском, а Холмса, говорят, списал с очень проницательного врача. Круг замкнулся!

                Хаус получился на славу: ироничный, утонченный интеллектуал, эрудированный в самых неожиданных областях. Это любитель разгадывать ребусы, собственно – всю жизнь он сводит к ребусу, который надо вначале лихо закрутить, а потом долго распутывать. Он проводит рискованные эксперименты, в первую очередь над собой, и позволяет себе необременительные амурные приключения. Он неотразим в своих интеллектуальных упражнениях, которые сопровождаются  блестящими комментариями.  Он невероятно притягателен: и бездонным взглядом, и многодневной щетиной, и спрятанной глубоко нежностью, и…

Так собственно, что в нем такого? Что привлекает нас в этих образах? Ведь почти все актеры, игравшие Холмса (и Хауса:)) тут же пополнили первые ряды секс-символов кинематографа. Ок, давно известно, что ум бывает сексуальнее горы мышц, а уж тем более такой ум. Но ведь все эти «Холмсы» – про одинокого, сомневающегося мужчину, неспособного к близости и плохо адаптированного в обществе. Это замкнутые шизоиды, которые живут в своем парадоксальном мире и почти не нуждаются в обществе других людей. Они не всегда сильны физически и редко способны на красивые (в духе Рембо) поступки. Они если и борются с преступностью (болезнями), то только потому, что им это интересно, это такая игра, которая случайно вышла в жизнь. На чувства других людей им наплевать, они даже не находят нужным это скрывать, а свои чувства они если и испытывают, то редко об этом догадываются. У них великолепное чувство юмора, но в силу низкой эмпатичности оно чаще скатывается в злой сарказм. К тому же, они склонны к разного рода зависимостям (опиум, спиртное, викодин и т.д.). Да, конечно, на скрипке/гитаре они тоже могут, но  для романтичного образа это все же маловато.

Отсюда вопрос: вот нафига нам нужны такие герои? Что в них такого привлекательного, что из детектива к детективу, из сериала к сериалу мы возвращаемся  к этому типажу?  Приглашаю к дискуссии:)

Бера Надежда.

 

 


Добавить свой комментарий

Имя:
Email: (включен Gravatar)
Сайт: (noindex+nofollow)
Ваш комментарий:    до 1000 сим.

проверочный код
код с картинки:   
Подписка на новые комментарии в теме:
 psy-help-kiev.com.ua