psy-help-kiev.com.ua
 psy-help-kiev.com.ua

Как, куда и зачем?

Куда пойти учиться? В институт или пока, для разминки, в техникум? А, может, для начала где-то поработать? Выйти замуж? Сходить в армию? Поступить в универ и слинять от армии? Когда человек начинает задавать себе эти вопросы? Стоят ли эти вопросы перед учениками старших классов вообще?

 Можно предположить,  что процесс выбора будущей профессии чрезвычайно  мучителен, ведь определяется если не вся жизнь человека, то значимая ее часть. Так и представляешь себе старшеклассника,  разрывающегося между возможностями стать «физиком», «лириком» или и вовсе банковским служащим. Благо, учебных заведений сейчас невероятное количество.   Пресловутый Буриданов осел, «зависший» меж двух стогов сена, просто отдыхает.

Похоже, однако, что в нынешней реальности, большинство школьников над этими глобальными вопросами не задумываются -  их видение будущей профессии формируется по совершенно другим принципам, причем, значительно раньше, чем принято думать.

Собственно, в выпускном классе уже надо активно работать с репетиторами, ходить на курсы и готовиться-готовиться-готовиться к тестированию. А многие делают шаг в сторону будущей профессии и того раньше, поступив в специализированные школы, лицеи или гимназии. Строго говоря, выбор совершается от 7 до 16 лет, уж кому как повезет. К последним классам школы ученик приходит с более-менее ясным видением своего будущего: «куда пойти, куда податься» укладывается в стройный список ВУЗов, разумеется, единой направленности. И, как правило, ничего общего с детским «хочу быть космонавтом» или «хочу лечить морских свинок», желаемая профессия не имеет.

 А зря! Ведь в детстве мы непосредственно и искренне выражаем свои желания, проявляем самобытность характера, и точно знаем, к чему душа лежит, а что нужно обойти десятой дорогой. Так что, вспомнив свои детские планы, вполне можно осознать, какое занятие станет увлекательной творческой самореализацией, а какое – превратится в нудную рутину. Вот вам и один из способов профориентирования! С возрастом личностные характеристики меняются мало, а вот преставления о том, что важно и к чему нужно стремиться, зачастую  терпят коренной пересмотр.  Так кто же этот выбор совершает? Кто или что направляет юные умы к светлому профессиональному будущему?  И каким образом?

   Понять это очень важно, чтоб потом не сожалеть о годах, потраченных впустую на изучение того,  к чему нет склонности, и чем потом не будет желания заниматься. Будущая профессия должна соответствовать внутренним потребностям человека, его психологическим особенностям, отвечать его интересам и возможностям.

Чаще всего человек полагается либо на семейные ценности, либо на стандарты массовой культуры, веяния моды ,  либо – на так называемые требования сегодняшнего дня.

Влияние семьи, наверное, является самым важным в поиске самого себя и, я бы даже сказала, самым труднопреодолимым препятствием на пути к самопознанию. Ребенок живет в семье и воспринимает  ценности, мировоззрение, присущее его родственникам, как само собой разумеющееся. Чаще всего мальчику хочется быть похожим на папу, девочке на маму и выбор совершается необдуманно, под влиянием эмоционального стремления: хочу, как мама, быть переводчиком (одеваться красиво,  работать в современно оборудованном офисе); хочу, как папа, быть бизнесменом (ездить на крутой тачке, командовать людьми). До определенного возраста ребенок даже не вникает в то, чем занимаются его родители, просто ему хочется быть похожим на кого-то одного из них.

Бывает, конечно, ситуация, когда жизненные устремления формируются «от противного». На пример, «не хочу всю жизнь, как папа, водить грузовик», или «не хочу, как мама, просидеть в училках». Такое положение дел является даже  более продуктивным:  отвергая типичный для своей семьи диапазон притязаний, человек начинает двигаться по направлению к собственным жизненным потребностям,  искать то, что ему по-настоящему интересно, познавать свое предназначение в мире.

Вообще, семейное воздействие можно разделить на три типа. Потрясающе, если вам посчастливилось родиться в семье тонких, чутких родителей, которые хорошо понимают, в каких сферах их чадо способно свернуть горы, а куда ему лучше не соваться. Такие родители, как правило, мягко, ненавязчиво подталкивают своего ребенка в нужном направлении – записывают в кружки, отправляют на курсы, предлагают разнообразные программы развития, где ребенок сам почувствует свои возможности и ощутит интерес к данному предмету. Либо начнет искать что-то еще. Такие родители спокойно относятся к любому выбору своего ребенка, лишь бы получил образование, а какое – не суть важно, главное, чтоб его это увлекало.  Благодаря популяризации современных психологических теорий,  такая модель семейных отношений встречается все чаще, и это замечательно.

Другой вариант, когда родителям вообще все равно, будет ли их ребенок где-нибудь учиться. Как правило, это семьи с низким социальным уровнем, неблагополучные. Конечно, большинство таких детей даже и не думает о высшем образовании, поскольку в семье не существует такой ценности. И опять же, именно из таких семей, если уж ребенок решает обрести профессию, то он идет в направлении того, что ему действительно важно и где он может себя проявить максимально. Во-первых, потому что ему никто не подсказывает и не мешает, а во-вторых, потому что он полагается целиком на собственные силы.

Существует третий вариант супер-опекающих родителей, наиболее губительный для самоопределения созревающего ума – уж тут никакие «хочу», «интересуюсь» вообще не рассматриваются!   Они настойчиво советуют своему наследнику выбрать ту или иную профессию,  нередко - продолжить семейную династию,  только по той причине, что в этой сфере уже есть установившиеся связи: и поступить легче, и трудоустроиться впоследствии. Либо требуют обучиться «денежному» ремеслу: «иди в стоматологи, не прогадаешь», «юрист голодным не бывает». Более поэтичен вариант, когда у папы или у мамы есть тайная, несбывшаяся мечта  - к примеру, стать балериной. Такая мама и свое здоровье, и деткино, положит, чтоб слепить из нее вторую Галину Уланову. Отказ дитяти идти четко очерченным курсом воспринимается как личная обида, вызов родительскому авторитету и разрушение семейных устоев.

Ладно уж, оставим родителей в покое – не на одних них лежит вина за неправильно принятые решения. Сколько ложных представлений формируют кино и телевидение! Как увлекательно работать сотрудником уголовного розыска! А как много веселья и задора в буднях врача! А  финансисты как лопатой деньги загребают!!! И главное – какие везунчики все эти актеры и певцы! В итоге театральный, медицинский, экономический и юрфак разрываются от количества желающих. А на кибернетику, на бюджет – недобор. Люди добрые, куда же вы??? Ведь IT-шники сейчас рулят во всех рейтингах! Вы что, «Теорию Большого взрыва»  забыли посмотреть?!

Таким образом, большое благо, когда человек в 15-16 лет уже хорошо понимает себя, знает, куда именно ему двигаться. Но это, скорее, исключение. На самом деле, понять, кто во что горазд не так уж и просто.

Как это ни парадоксально, успешным школьникам, отличникам, с пониманием себя бывает еще сложнее, чем «середнячкам»: когда одинаково стараешься во всех направлениях, уже непонятно, что нравится, а что нет, учебный процесс воспринимается, как набор задач, которые необходимо выполнить. Легче тем ученикам, которые делают только то, что им нравится – они получают истинное удовольствие от интересующих их предметов, с чистой совестью игнорируя все остальное. Успешность при этом, конечно, соответствующая – то 12 по биологии, то 6 по литературе,  - зато с выбором профессии проблем не возникает. 

Так что же делать, если чего-то хочется, а сам не знаешь чего? Тут уже несколько раз прозвучало слово «профориентация». Существуют профориентирующие тесты, которые как раз и направлены на подбор наиболее подходящих каждому человеку занятий. Результат профориентационного тестирования  вполне конкретно указывает сферы, где человек будет более успешен (в силу своих врожденных и благоприобретенных за годы школьного обучения способностей). Существуют категории: человек-знак, человек-техника, человек-природа, человек-художественный образ, человек-человек. Как правило, один из типов является доминирующим, а еще парочка – второстепенными, но тоже вашими.  Таким образом, сфера возможной активности достаточно широка. Протестироваться можно и у школьного психолога, и в социальной службе по месту жительства, и, конечно, в интернете (http://test-besplatno.ru/).

Помимо профориентации существуют разнообразные методики, описывающие личность не только с точки зрения интеллектуальных способностей, но и эмоциональные, а также волевые характеристики человека (Тест Кеттелла, тест Шмишека, http://psylist.net). Хорошо бы обратиться также к ним, чтоб психологический автопортрет получился объемным. Ведь такие параметры, как эмоциональная устойчивость, ответственность, смелость, тревожность, проницательность, самостоятельность, – все это, а также много других черт, выраженных сильно, или, наоборот, слабо, будут влиять на то, как человек проявит себя в той или иной профессии.

К примеру, по профориентатору вы человек-знак, и идти вам в бухгалтеры. Однако тест Шмишека на акцентуации характера, показывает у вас повышенную психическую активность, неусидчивость, соответственно, в бухгалтерском кресле вы не удержитесь.   Или – человек-человек, в списке профессий – преподаватель, а у вас повышена тревожность, понижена самооценка и вообще, вы у доски в школе никогда толком не отвечали – от ужаса весь материал вытеснялся. Какой уж тут лектор, надо бы поискать что-то более камерное, к примеру – консультирование.

Хорошие возможности открывает также соционическое типирование. Соционика – наука на стыке информатики, психологии и социологии, изучает информационный обмен и восприятие человеком окружающего мира. Определив свой тип (их всего 16), вы прочтете развернутую психологическую характеристику, рекомендации по поводу профессиональной деятельности, и сможете понять, в каких сферах вы будете комфортнее всего себя чувствовать. (www.socionika.info)

Занимаясь самотестированием, вы, вероятно,  столкнетесь с тем, что некоторые вещи вызовут несогласие, покажется, что речь идет совершенно не о вас. Может быть и так, возможно отвечая, вы несколько погрешили против истины – сознано или нет, не важно. А может быть, что ответили вы честно, и характеристика – ваша, а не узнаете себя, по той причине, что у каждого человека существуют так называемые «слепые пятна» - то есть качества,  очевидные окружающим, и незаметные для вас. Вот к ним-то, к окружающим (близким, друзьям) в данном случае есть смысл обратиться – пусть прочтут описание и выскажут свое мнение. В большинстве случаев мы  воспринимаем себя не так, как нас видят другие люди. Эта информация может оказаться очень ценной, ведь вы не только упускаете из виду часть своих пороков, -  наверняка вы не знаете и о каких-то своих достоинствах - приятное открытие! В целом, процесс самопознания – занятие увлекательное и полезное. Понимание себя пригодится в жизни в любом случае.

При выборе профессии, конечно, важно учитывать и то, какие специальности в данный момент востребованы, а какие на рынке труда ценятся низко, ведь вам не только предстоит это изучать – потом эти знания нужно еще кому-то предлагать, где-то их применять. Но ставить во главу угла именно востребованность профессии также не стоит. Потому что, если профессия востребована, то количество выпускников по данной специальности будет огромным, и выигрывать будут те, кто психологически с этой профессией совместим. В то время, как люди, получившие образование, к примеру, экономиста или юриста, и не склонные к данному виду деятельности, будут либо аутсайдерами, либо станут работать через преодоление и не добьются ожидаемых успехов. Тогда лучше поискать себя, все-таки, в другой области – рынок профессий достаточно широк.

И вообще – никогда не поздно что-то в своей жизни изменить. А «потраченное» время – равно опыту. Так что вопросы «кем быть?», «что делать?» , «на своем ли я месте?», «какое мое предназначение?» можно задавать себе на протяжении всей жизни.

Автор статьи Надежда Бера

 


Добавить свой комментарий

Имя:
Email: (включен Gravatar)
Сайт: (noindex+nofollow)
Ваш комментарий:    до 1000 сим.

проверочный код
код с картинки:   
Подписка на новые комментарии в теме:
 psy-help-kiev.com.ua