psy-help-kiev.com.ua
 psy-help-kiev.com.ua

Мастер-класс «Учимся говорить публично»

Мастер-класс «Учимся говорить публично»

Как показывает практика, говорить перед аудиторией, даже самой малочисленной и хорошо знакомой, трудно. Причем страх публичного выступления часто совершенно не зависит от уровня профессионализма и подготовленности докладчика.

Многие профессионалы жалуются на то, что отлично зная предмет, владея всей информацией и подготовив доклад, просто впадают в состояние ступора, когда наступает сам момент выступления. Теряются, заикаются, сбиваются с мысли, говорят дрожащим голосом, не могут оторвать глаз от бумаги. Проявления этого страха разнообразны. Итог, как правило, один: провал выступления, долгие самотерзания на тему:«почему так произошло» и желание избежать повторения события. Чтобы изменить ситуацию, попробуем над собой поработать. Хочу сразу уточнить, что с причинами страха и мы разбираться не будем, это нужно делать индивидуально. Рассмотрим некоторые способы подготовки выступления, которые помогут повысить его успешность.

Их можно разбить на 2 группы: личная подготовка и подготовка доклада.

Личная подготовка начинается с дыхания. Перед началом выступления полезно сделать несколько очень глубоких (диафрагменных) вдохов и выдохов. Это упражнение займет всего пару минут, но поможет стабилизировать дыхание, а также успокоиться. Вдох и выдох должны быть максимально глубокими, во всю силу легких. Представьте, что легкие — это резервуар, который вы наполняете одним движением на вдохе и освобождаете одним движением на выдохе. Можно сделать 5-10 таких циклов вдох/выдох. При хорошем образном мышлении попробуйте представить, что вы вдыхаете аромат любимого цветка. Во время выступления следите за дыханием, старайтесь не хватать воздух, набирайте его плавно, через нос. Есть правило: вдох во время речи допускается только тогда, когда по смыслу возможна пауза. Поэтому при подготовке речи потренируйтесь дома, определите, сколько времени вы можете говорить на одном дыхании. В зависимости от этого расставьте смысловые паузы в выступлении. Если во время выступления чувствуете, что дыхания все равно не хватает, возникает волнение, учащенное сердцебиение — мыснно проделайте упражнение на вдох/выдох. Подготовки также требует сама речь — дикция, произношение, артикуляция. Выступающий конечно не актер, никто не требует от него художественной декламации. Но говорить четко и внятно он обязан. Для тренировки речи очень полезно читать вслух. Можно использовать любой текст, от отрывков из любимой книги до газетных статей. При чтении вслух меняйте темп речи, то ускоряйте, то замедляйте. Быстрая речь тренирует беглость произношения, особенно при большом количестве согласных. Изменяйте также громкость голоса, от очень громкого переходите на шепот. Шепот увеличивает силу артикуляции.

Кроме того, при выступлении очень важен зрительный контакт с аудиторией. Это повышает восприятие смысла выступления, создает у слушателей ощущение причастности и вовлеченности. в суть проблемы. В процессе выступления важно периодически обводить взглядом аудиторию. Причем именно обводить, а не выбирать себе несколько пар глаз и смотреть в них постоянно. Тренировать зрительный контакт также помогает чтение вслух. Читая вслух, бросайте время от времени взгляды на воображаемых слушателей, добивайтесь установления контакта с аудиторией и ощущения свободной речи.

Однако, действительно свободной речь делает навык так называемого «речевого мышления», другими словами — мышление во время речи и речь во время мышления. Научиться ему можно, используя технику пересказа и ключевых слов. Прочитайте любой текст, сначала попробуйте пересказать его своими словами. Перескажите текст еще раз, стараясь сделать это дословно. Затем выпишите на лист ключевые слова и фразы, перескажите текст еще раз. Повторяйте упражнение, пока изложение максимально полно не отобразит смысл текста. Техника ключевых слов очень полезна не только в тренировке речи, но и в самом выступлении. Она создает оратору необходимый каркас и в то же время позволяет не цепляться намертво за конкретную фразу. С ее помощью одну и ту же мысль можно все время формулировать по- новому.

Подготовка доклада включает несколько важных моментов. Главным из них есть правило, что доклад должен соответствовать аудитории. Прежде чем произносить речь, сначала нужно представить, кому конкретно она адресована. Это позволит всем участникам процесса хорошо понимать друг друга.

В процессе выступления, особенно если оно не с места, а, например, с трибуны или кафедры, постоянно мысленно отождествляйте себя с аудиторией. Старайтесь, чтобы позиция напротив не вызывала у вас ощущений границы или барьера.

Текст речи хорошо готовить тезисно или с помощь техники ключевых слов. Разделите его на блоки — вступление, основная часть, резюме. Распределите информацию каждого блока с учетом времени выступления, запишите тезисы или ключевые слова для каждого блока. При этом не забывайте о цели выступления, не отягощайте речь обилием деталей и отступлений. Учитывать стоит также регламент, например в выступлении до 5 минут можно осветить одну- две темы или идеи, в выступлении до 30 минут — четыре или пять.

Используйте метод повторений. Выделите слова или фразы, которые наиболее четко формулируют основную идею доклада и повторяйте их на протяжении всего выступления. Частота повторения зависит от протяженности доклада. Если доклад короткий, до 5 мин, то повторить идею нужно в каждом блоке выступления, особенно в резюме.

В тексте речи важны также ясность и образность. Для этого используйте конкретные, понятные слова и фразы, избегайте двусмысленности и недоразумений. Есть одна старая истина —-все, что может быть неправильно понято, неправильно и понимается. Некоторые слова и понятия многозначны, поэтому при использовании их в речи следует сразу же предлагать уточняющие определения. Образность и наглядность создаст перед слушателями картинку, усилит восприятие материала, сделает его живым и интересным.

Выступление лучше отрепетировать перед своими родными или друзьями. По ходу речи следите за их реакцией. После попросите поделиться мнением о вашем выступлении, уточните были ли непонятные моменты. Пересмотрите доклад с учетом замечаний, прорепетируйте снова.

Есть еще много полезных нюансов, которые помогут сделать выступления приятным и интересным как для себя, так и для аудитории. Для тех, кто хочет узнать о них больше, с удовольствием порекомендую книги Xайнца Леммермана «Учебник риторики. Тренировка речи с упражне­ниями» и Дейла Карнеги “Быстрый и простой способ научиться эффективной речи”.

Автор статьи: Елена Шпундра

еженедельник "Робота для жінок"


Добавить свой комментарий

Имя:
Email: (включен Gravatar)
Сайт: (noindex+nofollow)
Ваш комментарий:    до 1000 сим.

проверочный код
код с картинки:   
Подписка на новые комментарии в теме:
 psy-help-kiev.com.ua